ja_mageia

Заглавная Пресса Доверительное управление, Хедж-Фонды Прагматичный оптимизм (инвестиции в искусство)
Прагматичный оптимизм (инвестиции в искусство)

26.12.2013

В 2013 году произведений русских авторов было официально продано на сумму, почти в два раза превышающую прошлогоднюю: по итогам торгов четырех аукционов (Sotheby’s, Christie’s, MacDougall’s и Bonhams) суммарный доход составил 164,2 млн долл. (в сравнении с 87,2 млн в 2012-м). Цифра тем более впечатляет, если принять во внимание разницу между сезонами 2011—2012, где разрыв был существенно меньше — всего 17,9% в сторону увеличения. Общий рост продаж в сфере искусства аналитики связывают с пост-кризисным желанием большинства состоятельных людей приобрести активы с высокой степенью надежности. World Wealth Report в 2013 году засвидетельствовал: из сектора элитной недвижимости деньги ощутимо переходят в сектор collectability, коллекционных ценностей. Одним из видов collectability и является искусство, в меньшем сегменте — искусство русское.

С точки зрения глобального арт-рынка «Русские торги» — это около 20 аукционных торгов среди порядка 1500, ежегодно проводимых в мире, доля которых до нынешнего года не превышала 1% от общих публичных продаж. А еще это достаточно консолидированная публика, состоящая практически из одних русских покупателей. Но не потому, что внутрь сегмента не пускают, а по менее приятной для нашего искусства причине.

Можно спорить, кого не досчитались «Русские торги» в 2013 году: работ Роберта Фалька и Петра Кончаловского, выкупленных неизвестным российским коллекционером непосредственно перед аукционом (сумма продаж ориентировочно составила до 18 млн долл.), или русских художников-эмигрантов, продающихся в сегменте impressionist and modern art (в 2013 году только топ-работ Василия Кандинского было официально продано на 44,1 млн долл., а Марка Шагала — на 17,8 млн). Существенно картину не дополнят ни те ни другие.

А не досчитались «Русские торги» российских коллекционеров, привычно мотивируемых аукционными домами к более дорогим покупкам (Старые мастера, импрессионизм, зарубежное послевоенное искусство). Покупательная способность участников аукционов с русскими корнями (коих 3% от общего мирового числа) до начала торгов оценивается в 450 000 млн долл. в год, однако их последующая покупательская активность составляет 10—12% от количества всех приобретений, причем с каждым годом увеличивается в среднем на 30% (на сегодня составляя порядка 1,5 млрд долл. в год). При том что на самих «Русских торгах» остаются непроданными около 40% лотов — итог несколько унизительный.

Тем не менее вопрос «Выгодно ли вкладывать в русское искусство?» звучит повсеместно. Аналитики считают объектом инвестиционной привлекательности художественное произведение стоимостью от 100 тыс. до 20 млн долл., имеющее показатели повторных продаж с доходностью выше умеренно положительной (на конец 2013 года для сектора искусства порог составил чуть более 5% годовых). Подходят ли работы, приобретенные на «Русских торгах», под это определение? Своей стоимостью — да. С показателями повторных продаж у наших художников намного сложнее. Подавляющее большинство работ, выводимых на публичные торги, появляется на рынке впервые. Но даже у тех условно русских художников, которые имеют подобные цифры в финансовом портфолио, дела откровенно плохи: в 2013 году в секторе топ-произведений лишь у четырех работ Кандинского и Шагала были зафиксированы положительные показатели среднегодовой прибыли (9,1 и 2,3% для первого и 4,5 и 0,6% для второго).

Это означает, что использовать объекты искусства отечественного производства в качестве основного инвестиционного актива неразумно. Другое дело, что сегодня большинство арт-инвесторов предпочитают диверсифицировать портфель различными направлениями — от Старых мастеров и импрессионистов до современного искусства. В подобных портфелях, как правило, 10—15% отводится так называемым развивающимся рынкам, с высокой долей непредсказуемости динамики развития: Китая, Индии, странам Латинской Америки (так называемые страны БРИК). Сегодня место для русского искусства среди них. Это не должно звучать оскорбительно, но обнадеживать: развивающийся — значит, не умирающий.

С чем связано резкое увеличение рынка русского искусства в 2013 году? Ценовые показатели нынешнего аукционного сезона существовали на «неофициальном» рынке уже несколько лет, и большинство владельцев топ-работ предпочитали частные продажи аукционным торгам. Последние аукционные сезоны, показавшие успешные (в пределах эстимейта и выше) продажи художников русского авангарда, вывели на рынок много придержанных работ высокого уровня. Одновременно возрос интерес коллекционеров именно в публичном приобретении искусства для солидного портфолио с целью последующей продажи либо использования в качестве финансового инструмента. Немалую роль сыграли и СМИ, переведя в сознании состоятельного читателя арт-рынок из категории luxury в категорию casual, а аукционные торги сделав объектом must see. Словом, в уходящем году интересы покупателя и продавца сошлись в одной точке.

Суммарный доход Sotheby’s и Christie’s за первые шесть месяцев 2013 года улучшил прошлогодние показатели на 7,2%. На этом фоне динамика «Русских торгов» с 96% роста выглядит впечатляюще, даже принимая во внимание, что в общей картине продаж наше искусство впервые преодолело рубеж в 1%. Однако искать закономерности и делать прогнозы в сегменте русского искусства, где 99% работ появляется на рынке впервые, неразумно: мы в самом начале цивилизованного пути и по виду экономической деятельности еще напоминаем комиссионный магазин. Необходимо время, чтобы приобретенные работы сменили владельца, в этом случае будет просматриваться динамика. Проведение международных выставок русского искусства расширит географию участников «Русских торгов», стимулируя продажи. Наконец, увеличение стоимости наших художников обратит внимание российских коллекционеров, сегодня предпочитающих другие периоды и страны в качестве капиталовложений. И, пожалуй, главное: одновременно с признанными именами должно активно развиваться современное российское искусство, появляться новые имена. Только при таком комплексном подходе станет возможным без тени стеснения назвать «Русские торги» частью мирового арт-рынка.

Источник: http://www.rbcdaily.ru/lifestyle/opinion/562949990129472

 
Ulti Clocks content

Звоните сейчас!

Архипов Сергей Владимирович

Телефон: +7 925 855 74 33

Почта:  arkhipov.sv@gmail.com

Skype:  s8557433


Афоризм дня

Победа часто приходит не к тому, кто составил блестящий план, а к тому, кто сделал меньше ошибок.

Шарль де Голль

Об авторе

  • 15 лет в управлении капиталом и трейдинге на российском финансовом рынке.
  • Квалификационные аттестаты ФСФР, аккредитация на ММВБ.