ja_mageia

Заглавная Пресса Доверительное управление, Хедж-Фонды Денег больше, чем шедевров
Денег больше, чем шедевров

11.10.2013

Инвестиции в искусство — дело весьма специфичное. Искусство, будь то Старые мастера, импрессионисты, модернисты или современные шедевры — ресурс ограниченный, к тому же обладающий уникальными характеристиками в сравнении с ресурсами стандартизированными (вроде нефти, газа, соевых бобов и тому подобного). Да и отношение к этому прекрасному во всех смыслах активу со стороны участников процесса крайне личное. Поэтому сделки с искусством характеризуются не только количественными и качественными параметрами, но и эмоциональной составляющей.

Это тот самый вариант, когда в случае невозможности приобретения за большие деньги покупка становится вполне возможной за очень большие деньги. Инвестиции в искусство, как правило, составляют 1—10% от свободного капитала покупателя. Вопрос предельно прост: каким свободным капиталом должен обладать инвестор, приобретающий полотно Пикассо, предположим, стоимостью 100 млн долл.? Безусловно, это привилегия миллиардеров. Тем более шедевру Пикассо в коллекции инвестора будет крайне неуютно без наличия других шедевров.

Сделки с искусством — это удел искушенных коллекционеров. Иллюзия «непризнанных шедевров» исчезает, поскольку все настоящие шедевры давно известны (опубликованы в важных каталогах, участвовали в значимых выставках, имеют однозначную историю владения).

Обнаружить местонахождение необходимого покупателю шедевра, вступить в контакт с его владельцем и убедиться, что это шедевр подлинный, — задача, по сложности сопоставимая с головоломками Шерлока Холмса.

Дальше, какую именно цену на шедевр считать не просто объективной, а субъективно верной? Цена на шедевр определяется исключительно балансом спроса и предложения. Допустим, цена успешно определена. Однако и теперь совершению сделки могут помешать психологические особенности покупателя и продавца. Для того чтобы исключить данный риск, существует механизм конфиденциальности сделок с шедеврами, который обеспечивается институтом адвокатов, профессиональными арт-брокерами и аукционными домами. Поэтому зачастую имена покупателя и продавца шедевра в процессе сделки не раскрываются. А иногда не раскрываются и по ее завершении.

Иногда инвестиции в искусство способны принести доходность, сопоставимую с доходностью в казино. Спекулятивная сверхдоходность от владения шедевром ставит его в разряд венчурных инвестиций. Отсюда и правила инвестирования — как на венчурном рынке. Если однажды вы стали счастливым обладателем подлинного Пикассо, то в любом случае вы точно не в проигрыше. Вопрос лишь в том, насколько вы в выигрыше.

Как известно, шедевры на хлеб не меняют даже в периоды войн. Счастливые обладатели уникальных предметов искусства — люди состоятельные и расстаются с шедеврами исключительно в случаях так называемых трех «d»: death, divorce, debts (cмерть, развод и долги в результате банкротства). К ним еще добавляют четвертое, заветное «d»: desire (желание, мечта). Выражается оно в крайне привлекательном денежном эквиваленте за предмет желания покупателя.

Несмотря на панические настроения на финансовом рынке, цены на шедевры не просто растут, а вопреки всеобщему мнению фиксируют новые рекорды, доселе невиданные. Теперь сделка в 260 млн долл. США — это не предел совершенства, а новый психологический рубеж, который преодолен! Апофеозом частных сделок посткризисного периода стала продажа в апреле 2012 года полотна Поля Сезанна «Игроки в карты» примерно за 260 млн долл. — в настоящее время это рекордная цена на рынке искусства. Картина, раннее принадлежавшая греческому миллиардеру Георгию Эмбирикосу, ушедшему в мир иной в 2011 году, перешла в коллекцию королевской семьи Катара.

Финансовый кризис 2008 года оказал исключительно позитивное влияние на арт-рынок: в игре остались только профессионалы — как продавцы, так и покупатели. Спрос инвесторов спровоцировал предложение на рынке шедевров мирового класса: импрессионистов, модернистов и Старых мастеров, доселе спрятанных глубоко и надолго в частных коллекциях. Цены устойчиво движутся вверх в широком ценовом коридоре в режиме экстремальной динамичности.

Если же говорить о коллекционировании, то предпочтение сегодня лучше отдавать «голубым фишкам». Это художники, произведения которых имеют сформировавшиеся рынки. Причем речь идет только о самых качественных произведениях, поскольку творчество каждого художника неоднородно и шедевры получаются у художников нечасто.

В любом случае главное правило — неизвестных шедевров не бывает, не стоит фантазировать. Все шедевры известны! Удачных инвестиций!

Анна Намит, арт-консультант, основатель арт-брокерской компании Investments in Art

Источник: http://www.rbcdaily.ru/lifestyle/opinion/562949989201468

 
Ulti Clocks content

Звоните сейчас!

Архипов Сергей Владимирович

Телефон: +7 925 855 74 33

Почта:  arkhipov.sv@gmail.com

Skype:  s8557433


Афоризм дня

Никогда не принимайте решение что-либо купить, пока слушаете продавца.

Главный закон покупки по Беркли

Об авторе

  • 15 лет в управлении капиталом и трейдинге на российском финансовом рынке.
  • Квалификационные аттестаты ФСФР, аккредитация на ММВБ.